Анализ качества среднего образования PISA 2006
Анализ качества среднего образования PISA 2006
![]() |
O PISA |
PISA 2000 |
PISA 2003 |
PISA 2006 |
PISA 2009 |
PISA 2012 |
PISA 2006: об анализе качества среднего образования
В 2006 году в международном исследовании качества среднего образования Рrogramme for International Student Assessment (PISA 2006) приняли участие 57 стран, из них 30 – страны ОЭСР и 27 стран-партнеров. Количество стран-участниц увеличилось в 2 разa по сравнению с PISA 2000, что свидетельствует о возросшей роли программы и признании применяемой в ней методики анализа качества образования. В общей сложности в 2006 году приняли участие около 400 тысяч 15-летних учащихся из 57 стран мира (2% от общей численности этой возрастной категории в каждой стране).Исследование PISA 2006 примечательно еще и тем, что был завершен цикл, состоящий из трех трехлетних этапов: PISA 2000 (приоритетная область – грамотность чтения), PISA 2003 (приоритетная область – математическая грамотность), PISA 2006 (приоритетная область – естественно-научная грамотность).
Результаты анализа качества среднего образования PISA 2006
Более половины (54%) стран-участниц при анализе качества среднего образования показали результат ниже среднего во всех видах испытаний. В 2003 году доля таких стран была существенно меньше: 37,5%. Результаты выше среднего во всех трех видах испытаний показали всего 12 стран: Финляндия, Гонконг, Канада, Корея, Новая Зеландия, Нидерланды, Япония, Эстония, Австралия, Лихтенштейн, Швейцария, Бельгия. Доля стран-лидеров заметно уменьшилась – с 25% до 19%. Результаты не ниже среднего во всех трех видах испытаний в 2006 году показали 23 страны (40%).Франция, Германия, Великобритания входят в пятерку стран-лидеров по количеству иностранных студентов, у этих стран хорошие позиции в международных рейтингах университетов, высок и уровень охвата населения высшим образованием. Однако в рейтинге качества среднего образования PISA 2006 они не вошли в число лидеров: во всех видах испытаний у них весьма средние результаты. Еще хуже ситуация с Россией: показатели достижений российских школьников существенно ниже результатов и немцев, и французов, и англичан.
Привычно низкие позиции качества среднего образования и у США. Эта страна занимает первое место в мире по количеству иностранных студентов; среди лучших вузов мира больше всего американских университетов. Между тем в рейтинге образовательных достижений школьников PISA 2006 США, как и Россия, не вошли даже в первые 30 стран (по грамотности чтения результаты не включены в международный анализ из-за недостаточного участия учащихся в тестировании).
Такие результаты говорят о том, что низкие результаты при анализе качества среднего образования PISA 2006 ряда крупных стран связаны с трудностями обеспечения равного доступа многомиллионного населения к качественному образованию. На данном этапе они отчетливо проявились на уровне среднего образования как наиболее массового, но рано или поздно это коснется и более высоких образовательных уровней, особенно по мере перехода к массовому высшему образованию и увеличению числа иностранных студентов.
k
l | ||
Результаты,
существенно выше среднего уровня | Результаты,
соответствующие среднему уровню | Результаты,
существенно ниже среднего уровня |
Источник: PISA 2006: Overview of the Study (OECD)
.
Средний балл |
Грамотность чтения |
Математическая грамотность |
Естественно-научная грамотность | |
Финляндия | 553 | 547 | 548 | 563 |
Гонконг | 542 | 536 | 547 | 542 |
Корея | 542 | 556 | 547 | 522 |
Канада | 529 | 527 | 527 | 534 |
Китайский Тэйбэй | 526 | 496 | 549 | 532 |
Новая Зеландия | 524 | 521 | 522 | 530 |
Нидерланды | 521 | 507 | 531 | 525 |
Австралия | 520 | 513 | 520 | 527 |
Лихтенштейн | 519 | 510 | 525 | 522 |
Япония | 517 | 498 | 523 | 531 |
Эстония
| 516 | 501 | 515 | 531 |
Швейцария | 514 | 499 | 530 | 512 |
Бельгия | 510 | 501 | 520 | 510 |
Ирландия | 509 | 517 | 501 | 508 |
Макао–Китай | 508 | 492 | 521 | 511 |
Словения | 506 | 494 | 504 | 516 |
Германия | 505 | 495 | 504 | 516 |
Швеция | 504 | 507 | 502 | 503 |
Чехия | 502 | 483 | 510 | 513 |
Англия | 502 | 495 | 495 | 515 |
Австрия | 502 | 490 | 505 | 511 |
Дания | 501 | 494 | 513 | 496 |
Польша | 500 | 508 | 495 | 498 |
Средний уровень ОЭСР | 497 | 492 | 498 | 500 |
Исландия | 494 | 484 | 506 | 491 |
Франция | 493 | 488 | 496 | 495 |
Венгрия | 492 | 482 | 491 | 504 |
Норвегия | 487 | 484 | 490 | 487 |
Латвия | 485 | 479 | 486 | 490 |
Люксембург | 485 | 479 | 490 | 486 |
Словакия | 482 | 466 | 492 | 488 |
Литва | 481 | 470 | 486 | 488 |
Хорватия | 479 | 477 | 467 | 493 |
Испания | 476 | 461 | 480 | 488 |
Португалия | 471 | 472 | 466 | 474 |
Италия | 469 | 469 | 462 | 475 |
Россия | 465 | 440 | 476 | 479 |
Греция | 464 | 460 | 459 | 473 |
Израиль | 445 | 439 | 442 | 454 |
Чили | 441 | 442 | 442 | 438 |
Турция | 432 | 447 | 424 | 424 |
Уругвай | 423 | 413 | 427 | 428 |
Таиланд | 418 | 417 | 417 | 421 |
Болгария | 416 | 402 | 413 | 434 |
Румыния | 410 | 396 | 415 | 418 |
Мексика | 409 | 410 | 406 | 410 |
Азербайджан | 404 | 353 | 476 | 382 |
Иордания | 402 | 401 | 384 | 422 |
Черногория | 401 | 392 | 399 | 412 |
Индонезия | 392 | 393 | 391 | 391 |
Бразилия | 385 | 393 | 370 | 393 |
Аргентина | 383 | 374 | 381 | 393 |
Колумбия | 381 | 385 | 370 | 388 |
Тунис | 377 | 380 | 365 | 386 |
Катар | 326 | 312 | 318 | 349 |
Киргизия
| 306 | 285 | 311 | 322 |
США | - | 474 | 489 | |
Сербия | - | - | 436 |